- Катастрофа пассажирского самолета Як-42 в Ярославской области (2011)
Катастрофа пассажирского самолета Як-42 в Ярославской области (2011)
7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як-42Д с бортовым номером RA-42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) - Минск, разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.
На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" - 37 пассажиров - и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" - первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно-посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна". Во время разбега самолет выкатился за пределы полосы и произвел взлет с грунта примерно в 400 метрах за ее торцом. Полет длился всего несколько секунд. Самолет набрал высоту не более пяти-шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800-900 метров от торца ВПП.
43 человека погибли сразу (39 человек - от мгновенных механических повреждений тела, три человека - из-за утопления, один человек погиб из-за термических повреждений тела).
Выжили только двое - хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.
Выжившие были госпитализированы. Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.
Сизов на следующий день после катастрофы был отправлен в реанимацию НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела.
Нападающий команды "Локомотив" 20-летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, не полетели с командой на матч в Минск и остались живы.
7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следствием рассматривались версии о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.
9-11 сентября в Ярославской области были объявлены траурными днями.
В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" прекратила выступления в высшей профессиональной лиге - Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) - в сезоне 2011/2012.
10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля состоялось прощание с погибшими. Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.
22 сентября с выжившим в катастрофе бортинженером Александром Сизовым побеседовали представители МАК. Сизов сообщил, что никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. С его слов было уточнено фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник.
Позже в интервью Александр Сизов сказал, что при разгоне самолета стало ясно, что все идет не по плану. Он также сообщил, что в момент катастрофы находился не в кабине пилотов, а в салоне, на последнем ряду справа и не был пристегнут. В момент удара в самолете все полетело, и его чем-то сильно ударило. После этого он уже ничего вокруг практически не замечал - ни пожара, ни самолета.
26 октября 2011 года бортинженер Александр Сизов был выписан из НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
7 октября МАК сообщил, что в соответствии с решением технической комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета Як-42Д, была подготовлена, согласована и утверждена программа натурного эксперимента для реконструкции аварийного взлета самолета Як-42Д 7 сентября 2011 года.
21 октября все необходимые этапы работы по расследованию катастрофы самолета были выполнены. 2 ноября 2011 года МАК обнародовал результаты расследования катастрофы.
Согласно полученным результатам, Як-42 был полностью исправен, взрывов и пожара на борту не было, внешние причины также никак не влияли на нормальный взлет. Взлетная масса, центровка, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным параметрам.
Согласно выводам МАК, непосредственной причиной катастрофы были названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. В результате скорость самолета в конечной стадии взлета была ниже необходимой на 20 километров в час.
МАК выявил также причины, сопутствовавшие катастрофе самолета:
- серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (основной летный опыт командира воздушного судна и второго пилота приходился на самолет Як-40; в аварийном полете имел место негативный перенос навыков в управлении с самолета Як-40 на самолет Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега);
- отсутствие контроля со стороны авиакомпании за фактическим уровнем подготовки экипажа;
- ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега;
- несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.
Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен препарат феноборбитал. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота, отмеченных по результатам анализа медицинской документации в коллегиальном заключении специалистов-неврологов гражданской авиации и министерства обороны, запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации.
6 сентября 2012 года в рамках дела о крушении самолета следствие предъявило обвинение бывшему заместителю гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). По данным следствия, именно Вадим Тимофеев отвечал в компании за квалификацию летного состава и ее проверку. Следователи установили, что Тимофеев допустил грубые нарушения правил безопасности при допуске экипажа к полету.
По уголовному делу в качестве свидетелей были допрошены более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, объем уголовного дела составляет около 90 томов.
7 октября 2014 года стало известно, что Главным следственным управлением Следственного комитета России завершено расследование уголовного дела об авиакатастрофе в Ярославской области в отношении бывшего заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадима Тимофеева.
Следствием установлены причины авиакатастрофы. Помимо нарушений в работе членов экипажа воздушного судна при выполнении взлета из аэропорта Туношна Ярославской области установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании "Як Сервис" с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
В середине октября прокуратура направила в суд уголовное дело об авиакатастрофе.
3 декабря 2014 года в Ярославском районном суде началось рассмотрение дела.
Подсудимым по делу о катастрофе является замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев, потерпевшие - родители игроков ХК "Локомотив".
Обвинение просит приговорить подсудимого к шести годам колонии-поселения.
Родственники потерпевших попросили назначить наказание без ограничения свободы, так как считают, что причина катастрофы не установлена. Тимофеев вину не признает.
Приговор будет объявлен на заседании суда 21 сентября 2015 года.
3 сентября 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник погибшим игрокам ярославской команды. Памятник представляет собой хоккеиста, который в левой руке держит клюшку, а правую приподнял на уровень груди, сжав пальцы в перчатке как бы в кулак, но не до конца. На груди у него эмблема "Локо", а на правом плече - цифра 37. На небольшом постаменте расположена табличка с именами всех жертв авиакатастрофы.
7 сентября 2012 года, в годовщину авиакатастрофы Як-42, были открыты мемориалы на Леонтьевском кладбище в Ярославле и на месте гибели команды - на берегу реки Туношонка, где произошло крушение самолета.
5 сентября 2013 года общеобразовательной школе №9 Ярославля официально было присвоено имя хоккеиста "Локомотива" Ивана Ткаченко. В ходе мероприятия был открыт памятный знак в честь десяти хоккеистов, учившихся в этой школе и погибших в авиакатастрофе. Около знака учениками школы накануне была посажена Аллея памяти.
Мероприятия в память о трагедии ярославского Локомотива. Архивное фото
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.